История строительства Миланского собора (итал. Duomo di Milano) — это история о вере и искусстве, охватывающая 6 веков. Приблизительный год начала строительства собора - 1386 г.
Veneranda Fabbrica del Duomo
Работа по строительству Миланского собора началась во времена, когда готический стиль достиг своего апогея. Было решено, что новая церковь будет построена рядом c древними базиликами Санта – Мария – Маджоре (Santa Maria Maggiore) и Санта Текла (Santa Tecla), части которых, совместно с баптистерией Сан-Джованни-алле-Фонти (Battistero di San Giovanni alle Fonti), до сих пор видны в археологической зоне.
Для этого, в октябре 1387 года, по инициативе Миланского герцога Джан Галеаццо Висконти (Gian Galeazzo Visconti) была основана организация Veneranda Fabbrica del Duomo, с целью проектирования и строительства церкви. Решение Джан Галеаццо использовать Кандольский мрамор вместо традиционного Ломбардского кирпича сопровождалась настоящей революцией стиля в пользу Готики, что заставило Fabbrica искать инженеров, архитекторов, скульпторов и камнерезов по всей Европе. Строительство собора стало оживленным местом для обмена идеями, опытом и квалификацией рабочих со всего континента, что сделало Duomo перекрестком народов и культур и самым европейским среди готических соборов.
Длинная череда архитекторов и инженеров во главе этой инновационной и оригинальной строительной площадки делает невозможным проследить определенное авторство проекта.
16 октября 1418 года папа Мартин V, возвращавшийся из Констанцского собора, освятил главный алтарь церкви.
В конце пятнадцатого века величайшие архитекторы и художники того времени, в том числе Леонардо да Винчи, пытались выполнить сложную задачу по проектированию tiburium. Как только этот этап был завершен и единодушное решение было достигнуто, строительные работы продолжились, и начался новый этап под вдохновением пастырской работы Карло Борромео.
XV — XVI века
Постановления Совета Трент (1545-1563) начали контрреформацию (точнее, католическую реформацию) против протестантской. При участии Карло Борромео, архиепископа Милана с 1564 по 1584 год и Федериго Борромео (архиепископ с 1595 по 1631 год), которые были вдохновлены церковной обстановки папского Рима, интерьер Дуомо приобрел новые концепции и формы, как мы можем видеть из великолепных архитектурных рамок пресвитерии, боковых алтарей, склепа, баптистерий, пола. Quadroni di San Carlo и деревянный хор являются одними из самых интересных примеров, свидетельствующих о творчестве этого плодотворного исторического этапа.
Проектирование фасада церкви началось в конце шестнадцатого века, когда были заложены основы для ее prospetto (фасад). Как и в случае со многими другими архитектурными элементами собора, фасад также должен был ждать долго (до конца восемнадцатого века), прежде чем окончательный план был завершен.
Между 17 и 18 веками tiburium был завершен, с большим шпилем на вершине и статуей Madonnina (1774)
XIX — XX века
Девятнадцатый век увидел большую активность на строительной площадке. Накануне коронации Наполеона королем Италии, по его инициативе были предприняты новые работы по завершению фасада (1807-1813). Строительные и отделочные работы продолжались, большинство шпилей были размещены на крыше, также было завершено несколько витражей с эмалевым стеклом.
Двадцатый век, ознаменовавшийся войной и конфликтом, ознаменовал начало масштабных ремонтных работ, первых археологических раскопок на площади Пьяцца-дель-Дуомо и завершение фасада с добавлением дверей, относящихся к относительно недавнему периоду, между 1909 и 1965 гг.
Во второй половине 20-го века Fabbrica предпринял полное, структурное и консервативное восстановление некоторых сложных частей Дуомо. В шестидесятых и семидесятых годах Veneranda Fabbrica занималась работами на фасаде, причем вторая реставрация была выполнена на шпиле после другой, которая была проведена в 1840 году.
Терраса Дуомо
Отдельно хочется сказать о крыше Миланского Собора, которая открыта для посещения туристов. Святые, музыканты, ангелы, шпили, каскадные лестницы – такое ощущение, что это параллельный мир истории и искусства. С крыши открывается прекрасный вид на площадь Дуомо, небоскребы, а в хорошую погоду можно увидеть вершины гор. На главном шпиле собора возвышается статуя Мадонны Ассунты (Madonnina), высотой четыре метра и 16 сантиметров.